145 лет назад родился митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), первый Председатель Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви Зарубежом
17 марта, 1863 год
Оставленное митрополитом Антонием (Храповицким) наследие – богословские труды, проповеди, статьи о литературе и культуре, его яркая публицистика – сегодня обретает новую актуальность. Как и в годы своей земной жизни, владыка зовёт русских людей на подвиг служения Церкви и Родине
В 20 – 30-х гг. минувшего столетия в мире существовало государство без территории – Зарубежная Россия, страна русских людей, спасшихся от большевистского террора. В странах пребывания она оказалась нежеланной гостьей (притом, что её интеллектуальным и культурным богатством активно пользовались местные хозяева), на Родине оставалась ненавидимой советскими властями, была всюду беззащитной, всеми замалчиваемой, но вошла в историю как великое культурно-историческое явление. Вторая Мировая война послужила быстрому перерождению её в т.н. «Русское Зарубежье». В наши дни связь Зарубежной России с Родиной стала реальностью и прежде всего – в живой памяти о её лучших людях, составляющих славу и гордость нашего Отечества. Среди них первый – митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), чья титаническая по масштабу фигура стоит в ряду величайших русских святителей.
Личность и деятельность митрополита Антония определялись владевшим им с детства стремлением к христианскому подвигу. Подвигом стала вся его жизнь, хотя и не была увенчана мученичеством в годы сатанинских гонений на святое Православие в России. Божий Промысл направил служение владыки Антония по иному пути: фактически основав Русскую Православную Церковь Заграницей (как часть Русской Церкви), он был её первоиерархом в самый славный период её истории, когда Зарубежная Церковь являлась духовной цитаделью Зарубежной России. Митрополит Антоний в годы изгнания жил надеждой на возрождение горячо любимого им Отечества, но лишь теперь мы видим, что сложились условия для осуществления этой его надежды.
Алексей Павлович Храповицкий, будущий митрополит Киевский и Галицкий Антоний, родился 17 марта 1863 года в с. Ватагино Новгородской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. Его отец был генералом, героем Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Религиозным развитием Алексея руководила его мать Наталия Петровна. Она внушила сыну любовь к Православию в повседневной жизни и к строгому чину богослужений. Алексей, окончив гимназию с золотой медалью, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1885 году. В годы учения на его мировоззрение оказал сильнейшее влияние Ф.М. Достоевский. Духовную связь с Достоевским он хранил на протяжении всей своей жизни; бытовала легенда о том, что юноша Алексей послужил для писателя прототипом Алёши Карамазова. Но это всего лишь красивый миф. Если присмотреться, в романе «Братья Карамазовы» черты реального Алексея (вернее, о. Антония) Храповицкого скорее являет иеромонах Паисий – мудрый, непреклонный и мужественный воин Христов. Но таким увидеть Алексея Храповицкого Достоевскому не было суждено...
В конце четвёртого курса Академии Алексей принял постриг с именем Антония и был рукоположен во иеромонаха. В 1885 году он – преподаватель литургики, гомилетики и каноники, получает степень магистра богословия, а в 1889 году становится архимандритом и ректором Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В 1890 году он уже ректор Московской Духовной академии. В 1895 году отец Антоний – ректор Казанской Духовной академии, и два года спустя, в возрасте 34 лет, хиротонисан в кафедральном соборе города Казани во епископа Чебоксарского и Благовещенского.
Путь владыки Антония, как и других архипастырей Русской Церкви первой половины XX века, его сверстников и единомышленников, был подготовлен славянофилами, Ф.М. Достоевским, но прежде всего – развитием церковно-государственных отношений. Тогда, в годы правления Александра III и служения К.П. Победоносцева, был ликвидирован «перекос», создавшийся в XVIII веке, когда государство фактически санкционировало ситуацию противостояния между Церковью и светской культурой, будучи однозначно на стороне последней. Эта пагубная для православного народа и государства тенденция после Екатерины II преодолевалась медленно и трудно, но в последние десятилетия XIX века Церковь решительно выступила на «первый план» российской общественной жизни. Молодой Антоний пришёл на церковное служение «в своё время».
В 1902 году епископ Антоний, уже Уфимский, был переведён на Волынскую кафедру. Он становится епископом Волынским и Житомирским и Почаевской Успенской Лавры священно-архимандритом, а в 1906 году возведён в сан архиепископа. Волынская кафедра, самая крупная по численности приходов в Русской Церкви, была в те годы форпостом Православия и российской государственности на польско-униатском западе Империи. Владыка Антоний всемерно защищал православный народ от польско-католической экспансии, но не ограничивал свою деятельность местными проблемами, как бы важны они ни были. Во время пребывания на Волынской кафедре владыка Антоний обрёл всероссийскую известность как выдающийся богослов, философ и яркий общественный деятель
консервативного направления. Он неустанно стремился поднять общественную значимость церковного служения, призывал духовенство не замыкать оградой храма свою пастырскую деятельность, но идти с нею в мир, навстречу вызовам буржуазно-масонской агрессии. За спасением душ воцерковлённых христиан он учил не забывать о душах людей, далёких от Церкви, которых становилось всё больше, бороться за русских людей, спасая их от греховной пошлости либеральных «ценностей» и массовой культуры. Владыка призывал русский народ быть достойным своего великого призвания.
Авторитетное и сильно звучавшее слово Антония (Храповицкого) принесло ему признание и любовь русских православных патриотов и навлекло на него лютую ненависть либералов и революционеров. Владыка был бесстрашен. Он ни с кем не заигрывал, ни на какие компромиссы не шёл и демонстративно презирал всякую «политику». За ним была тысячелетняя Великая Россия и вечная Святая Русь, и он гордился заслуженной им репутацией монархиста, патриота и черносотенца.
После 12-летнего пребывания на Волынской кафедре Владыка Антоний возглавил Харьковскую кафедру с титулом архиепископа Харьковского и Ахтырского. Он разрабатывал меры по преобразованию церковного управления и образования, был одним из деятельнейших участников Предсоборного Присутствия при Святейшем Синоде. Среди российского епископата Владыка – самый активный и деятельный поборник восстановления Патриаршества.
Когда в 1917 году был, наконец, созван Всероссийский Церковный собор, архиепископ Антоний стал одним из трёх кандидатов на Патриарший престол. За него было подано абсолютное большинство голосов, но последовало избрание по жребию, и жребий пал на Московского митрополита Тихона. Владыка Антоний первым приветствовал новоизбранного Патриарха всея Руси земным поклоном. В конце 1917 года архиепископ Антоний был возведён в сан митрополита, а после злодейского убийства митрополита Киевского и Галицкого Владимира наследовал
его кафедру. Как и митрополит Владимир, он был непримиримым противником украинской автокефалии. Его арестовали петлюровские власти. После освобождения он возглавил на Юге России, занятом Белой армией, Временное Высшее Церковное Управление (ВЦУ). После поражения в Крыму армий генерала Врангеля Управление вместе с войсками и многотысячными толпами беженцев эвакуировалось в Константинополь. Считалось, что родной берег они покинут ненадолго, но этот день стал началом эмиграции...
Патриархом и Священным Синодом 20 ноября 1920 года было издано Постановление № 362, которое легализовало самостоятельность церковного управления за фронтом Гражданской войны. Разделение Русской Церкви получило законное основание. Митрополит Антоний возглавил Высшее Церковное Управление Заграницей, постоянным местом пребывания которого стала Югославия. В г. Сремские Карловцы 21 ноября – 3 декабря 1921 года был проведён Всезарубежный Церковный Собор, на котором были представлены все зарубежные русские епархии. Душой Собора был митрополит Антоний. Собор призвал к восстановлению в России «законного православного царя из дома Романовых» и опубликовал Обращение, в котором говорилось: «Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм – этот культ убийства, грабежа и богохульства из России и всего мира».
В Москве Патриарх Тихон реагировал на «Обращение» указом, упраздняющим Высшее Церковное Управление Заграницей. Русское духовенство в эмиграции оценило этот акт как вынуждённый, политический и не имеющий значения вне пределов советского государства. Между тем Советы твёрдо держали курс на уничтожение Русской Церкви, и существенным для них было только то, что могло служить формальным поводом для репрессий. Во исполнение воли Святейшего Патриарха зарубежные архиереи пошли на упразднение ВЦУ, но для управления Церковью в изгнании был создан Собор архиереев под председательством митрополита Антония – Архиерейский Синод.
Разрыв между двумя частями Русской Церкви углублялся. К этому вынуждала несвобода Церкви в Отечестве и свобода в эмиграции. Митрополит Антоний, признавая горькую необходимость разделения Русской Церкви, никогда не переставал считать её единой. Он верил, что Русская Церковь вновь обретёт единство и это станет залогом возрождения России. В наши дни воссоединение началось. Путь к нему был долгим и тернистым, но он пройдён. Блаженнейший митрополит Антоний возвращается в Отечество.
Владимир Сергеевич ЖИЛКИН